БАКУНИН Михаил Александрович

БАКУНИН Михаил Александрович
(18(30).05.1814, с. Прямухино Тверской губ. - 19.06(1.07). 1876, Берн, Швейцария)
   революционер, философ, один из основателей народничества и теоретиков анархизма. Учился в Петербургском артиллерийском училище (1826–1832), затем служил в армии. В 1834 г. вышел в отставку и поселился в Москве, где познакомился со Станкевичем, а затем с Белинским и стал активным участником их кружка. В 1840 г. Б. уезжает за границу, сначала в Германию, где нек-рое время учился в Берлинском ун-те, но вскоре занялся общественно-политической деятельностью, установив дружеские контакты с рядом деятелей западноевропейских социально-политических и революционных движений (П. Ж. Прудон, К. Маркс и др.). Во время революции 1848–1849 гг. Б. - один из ее активнейших участников, за что дважды приговаривался (саксонским и австрийским судом) к смертной казни. В 1851 г. выдан российскому правительству и после длительного заключения в Петропавловской крепости сослан в Сибирь. В 1861 г. бежал из ссылки и вновь включился в революционное движение. В 1864 г. вступил в Международное товарищество рабочих (I Интернационал), своей пропагандой анархизма оказав большое влияние на ряд его региональных организаций. В 1872 г. усилиями марксистов Б. был исключен Гаагским конгрессом из Интернационала. На разных этапах жизни и деятельности Б. философия имела у него различный удельный вес. В кружке Станкевича - Белинского молодой Б. - философ по преимуществу, обладающий истинно спекулятивным талантом, причем его первые ст. «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика» (1838), «О философии» (1839–1840) воспринимались порой как образец философских соч. на рус. языке. Включившись в 40-х гг. в западноевропейское революционное движение, он пошел на разрыв не только с философией, но и со всякой теорией, надеясь на практическое разрешение социально-политических проблем. В 60-х гг. Б. вновь стал проявлять интерес к философской теории, что нашло свое выражение в разд. «Антитеологизм» его труда «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867) и в самой большой, правда незаконченной и долго остававшейся неопубликованной, работе «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке» (1870–1871). Вначале теоретическую опору своему умонастроению, носившему романтический характер, Б. нашел в соч. позднего И. Г. Фихте, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Жана Поля (Рихтера), Э. Гофмана. Со 2-й пол. 1836 г. он углубленно изучает философию Гегеля, толкуя ее как «философию действительности» и как средство преодоления романтизма. В целом философская позиция Б. кон. 30 - нач. 40-х гг. может быть квалифицирована как гегельянство, с оговоркой, что и в эти годы в его мировоззрении постепенно намечались практически-политические ориентации в духе левогегельянства. В 60-70-х гг. Б. переходит на позиции материализма, близкого к антропологическому, и воинствующего атеизма. Испытав определенное влияние О. Конта, позитивистом Б. не стал: он не сводил философию к наиболее общим выводам из науки, не был сторонником агностицизма. В центре его философских интересов - критика теологии и метафизики как «утонченной» и «рационализированной» теологии, он отстаивает положения о «стремительной», «вечно подвижной», «деятельной», «плодотворной», «живой» материи, о законах «великолепно организованного» мира, о бесконечной Вселенной, о взаимодействии целого и каждой точки, о мировой причинности и взаимозависимости, о месте человека в мире, о позитивной и рациональной науке, приводящей к познанию истины. Последней ступенью, «увенчанием» философии выступает у Б. социология. Базисом всякого человеческого развития признается антропологическая и экономическая т. зр. Б. считает, что законы об-ва, законы «социального тела» - это продолжение законов «естественного тела»; история представляет собой постепенное отрицание первобытной животности человека, его удаление от чистой животности посредством развития человечности; осн. законами об-ва являются закон социальной солидарности и закон свободы; составным элементом свободы является бунт; если бунт человека против законов природы невозможен, возможен бунт человека как социального существа против двух осн. учреждений об-ва - церкви и государства. Узловой пункт бакунинской версии анархизма - концепция возникновения государства, его полного разрушения и установления безгосударственного общественного самоуправления. Государство, считал Б., зло, но зло исторически необходимое; об-во и государство не тождественны, государство - лишь временная историческая форма об-ва. Б. - не против всяких государственных форм вообще, а только против строго централизованного, авторитарного, чиновничье-бюрократического государства, освященного церковью, выступающего, по его мнению, орудием авторитарно-деспотического управления сверху, порабощения правящим привилегированным меньшинством большинства членов об-ва. Поэтому идеалом для него является общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Будущее об-во он определял как существующее на принципах равенства и справедливости, свободное от эксплуатации, т. е. социалистическое по своему характеру. Один из осн. принципов Б.: свобода без социализма - это несправедливость, а социализм без свободы - это рабство. Бакунинский антитеоло-гизм, воинствующий атеизм и материализм - значительная страница в истории не только рус, но и западноевропейской мысли 2-й пол. 60 - 1-й пол. 70-х гг. XIX в.
   С о ч.: Избр. соч.: В 5 т. Пб.; М., 1919–1921; Собр. соч. и писем: В 4 т. М., 1934–1935; Философия. Социология. Политика. М, 1989; Archives Bakounine. Leiden, 1961–1981. Vol. 1–7.
   Л и т.: Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915; Owe/слое/О. М. Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814–1876. М., 1926–1927. Т. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. М., 1966 (разд. «М. А. Бакунин»); Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970; Она же. Социальная доктрина М. А. Бакунина. М., 1990; Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981 Графский В. Г. Бакунин. М., 1985; Пустарнаков В. Ф. М. А. Бакунин как философ // Бакунин М. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987; Памяти М. А. Бакунина. М., 1990; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2007. С. 238–242.
   В. Ф. Пустарнаков

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "БАКУНИН Михаил Александрович" в других словарях:

  • Бакунин, Михаил Александрович — род. в 1814 г., ум. 19 го июня (2 го июля) 1876 г. Сын губернского предводителя дворянства Тверской губернии, Александра Михайловича Бакунина от брака его с Варварою Александровною Муравьевой, М. А. Бакунин принадлежал к старинному дворянскому… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Бакунин Михаил Александрович — [18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии, ‒ 19.6(1.7).1876], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге, недолго служил… …   Большая советская энциклопедия

  • Бакунин Михаил Александрович — (1814—1876), деятель Международного анархического движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 1829—33 учился в Петербурге в Артиллерийском училище, с 1835 в отставке, в 1840 выехал за границу,… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • БАКУНИН Михаил Александрович — (1814 76) российский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30 х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848 49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бакунин Михаил Александрович — см. в статье Бакунины …   Биографический словарь

  • Бакунин Михаил Александрович —       (1814 76), деятель Международного анархического движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 1829 33 учился в Петербурге в Артиллерийском училище, с 1835 в отставке, в 1840 выехал за границу, участник… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • БАКУНИН Михаил Александрович — (1814 1876) рус. революционер, публицист, идеолог анархизма. Дворянин по происхождению. Учился в Петербургском артиллерийском училище (с 1826 по 1832), служил в армии. В 1834 Б. вышел в отставку и поселился в Москве, где близко познакомился с В.Г …   Философская энциклопедия

  • Бакунин Михаил Александрович — (Bakunin, Mikhail) (1814 76), рус. революционер, ведущий теоретик анархизма и основатель рос. движения народни чества. Служил в императорской армии до 1835 г. За участие в европ. революциях 1848 г. сослан в Сибирь. В 1861 г. бежал из ссылки и… …   Всемирная история

  • Бакунин, Михаил Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бакунины. Михаил Бакунин Имя п …   Википедия

  • Бакунин Михаил Александрович — (1814 1876), революционер, один из идеологов анархизма и народничества. Брат А. А. и Н. А. Бакуниных. В 30 х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник революции 1848 49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими… …   Энциклопедический словарь

  • БАКУНИН Михаил Александрович — (1814 1876), один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку. Переехав в Москву, Бакунин изучал… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»